+7 495 961-43-93,
info@art-bastet.ru

для поставщиков – vendors@art-bastet.ru

Фантазия, воплощенная в реальность

Интервью Мироновой Е. для галереи Posters&Legends

Наш Генеральный директор дала очень живое и интересное интервью интереснейшему проекту Posters & Legends.

Елена рассказала о работе нашей студии, о принципах взаимодействия с клиентами и грандиозных планах на будущее. 

Напоминаем, что наша команда принимала непосредственное участие в подготовке к открытию Галереи Posters & Legends, о чем мы подробно рассказывали здесь.

Оригинальную статью вы можете посмотреть здесь.

 - Почему Вы сделали свой выбор в пользу работы в дизайне интерьера? Что сподвигло остановиться именно на этом направлении – дизайн жилых и коммерческих помещений? (возможно, Вы ведете и другие направления, о которых мы еще не знаем) :)

- Да, вопрос интересный :) 

В профессию я пришла из далекой от дизайна сферы – юриспруденции. Все случилось так, как надо и тогда, когда надо. И как-то само собой. Мук выбора я не испытывала. Просто я была готова к изменениям в жизни, и они случились. 

Работая в строительной компании, общаясь с людьми, я стала понимать, что для многих из них ремонт/строительство – это постоянный стресс. А к планировкам и перепланировкам меня всегда влекло неудержимо. Вот и подумалось мне, что было бы замечательно обладать такой профессией, которая поможет мне заниматься тем, что нравится, одновременно помогая людям в решении вопросов, связанных с ремонтом и строительством. Я получила второе высшее образование в сфере дизайна жилых и коммерческих интерьеров, одновременно работая и воспитывая ребенка. 

Я ставила себе задачу оказывать качественные услуги в выбранной сфере деятельности. И уже когда училась, поняла, что для практической деятельности знаний, полученных в ВУЗе, будет явно недостаточно. Дело в том, что многие проекты, даже именитых дизайнеров, иногда с инженерной точки зрения невозможно или весьма затруднительно воплотить. Поэтому одновременно с образованием я получала бесценный опыт на стройке. Зато я знаю все технологические процессы изнутри. И эти знания действительно очень помогают мне добиваться поставленных задач по моим проектам. 

Но это совсем не значит, что я остановилась на достигнутом. Дело в том, что мне нравится учиться. Всегда, на каждом новом проекте, с каждым новым заказчиком, поставщиком… ты получаешь новые знания, развиваешься, учишься. Это захватывает. В декабре я обычно составляю план на следующий год. И, конечно, в качестве обязательных пунктов туда включаю самообразование. Наука дизайна развивается, не стоит на месте. Поэтому важно быть во всеоружии :) 

Долгое время я работала сама на себя, но… все течет и меняется. И в 2013 году я решила открыть свою студию. Изначально, конечно, я планировала заниматься дизайном коммерческих и частных интерьеров. Но предвидя желание заказчиков получить в одной компании целый спектр услуг, мы расширяемся. Сейчас студия оказывает услуги по составлению архитектурных проектов, проектов экстерьеров фасадов, проектов инженерных систем, согласованию перепланировок. Конечно же, любимая моя тема – ландшафтный дизайн. Декор во всем его многообразии – также наш «конек». Не так давно начали осваивать ре-дизайн мебели – тему, очень популярную сейчас в Европе. Пока делаем первые шаги в этом направлении.

Теперь есть не только я. Есть МЫ – команда людей, на которых я могу положиться.

- Где и как Вы ищете коллег и участников команды, ведь их данные должны соответствовать Вашим требованиям?

- У меня есть своя методика. Я, как руководитель, понимаю, что в команду требуется человек. Сажусь и описываю для себя качества, которыми, на мой взгляд, должен обладать новый человек в команде. Далее есть 2 пути: первый – это подождать недельку (часто бывает так, что жизнь сама приводит именно такого человека, который нужен); второй – начинать искать

Да, конечно, первый способ, возможно, вызовет улыбку, но у меня действительно так произошло, и не один раз :)

Есть множество сайтов, где размещены резюме, но, если честно, это только на самый крайний случай. Мне очень важны рекомендации. Поэтому чаще использую контакты, предоставленные коллегами/поставщиками.

- В чем Вы черпаете вдохновение, если нужно сделать откровенно коммерческий проект?

Для меня все проекты – коммерческие. Это бизнес. Я много времени, сил и финансов вкладывала в себя, в свое образование, чтобы стать профессионалом в своем деле. И делала я это не только потому, что мне это интересно, хотя, конечно, эта мотивация была для меня основной. Я знаю, что многие стесняются говорить об этом, но я считаю, что мои вложения должны окупаться. Фирма должна работать и приносить доход. Иначе зачем все это?! 

Мне думается, что весь творческий флер вокруг профессии дизайнера просто надуман. Не так давно мы разговаривали с художником. Он сказал мне фразу: «Там, где начинается коммерция, заканчивается творчество». Я с этим не согласна.

Мое мнение таково: в профессии дизайнера творчества, в широком его понимании, около 20% (не больше). Все остальное – это знания и опыт, накопленные годами… чертежи, стройка, голые стены, поставщики, подрядчики, заказчики, вопросы, поиски ответов, задачи и их решения. Собственно, столько же творчества и в профессии юриста, бухгалтера, маркетолога… и в любой другой. Не удивляйтесь. Да, я видела юристов, выступающих в суде так, что в театр не нужно идти :) 

Когда человек увлечен своим делом, он творит! Если тебе нравится то, что ты делаешь, если ты нашел себя в профессии, ты никогда не назовешь ее работой и будешь выполнять ее с удовольствием.  

Я люблю то, что делаю, поэтому мне не нужно ждать, когда придет «муза». Я просыпаюсь утром и ХОЧУ продолжать начатое вечером, а вечером часто долго не могу уснуть, думая о каком-либо сложном вопросе в проекте. Будете смеяться, но иногда в ночи могу проснуться, озаренная какой-либо идеей, и работать дальше до утра. 

Конечно, как и у всех, у меня бывает нерабочее настроение. В этом случае я либо переключаюсь на что-то другое, либо слушаю музыку (классика всегда мне помогает сосредоточиться), либо иду в галерею, либо просматриваю фотографии, очень помогает спортзал или пробежка на свежем воздухе. Но такое состояние бывает нечасто. Все остальное – дело самоорганизации и серьезности подхода к своему делу.

Конечно, для дизайнера очень важно делать проект именно «своему» заказчику. То есть важен первый контакт. Если есть ощущение, что с этим человеком общение не пойдет, лучше сразу отказаться от проекта. Интуиция и то, что я называю «чувством людей» – очень важны. Потому что на период работы над проектом дизайнер должен стать для заказчика близким человеком.

- По каким критериям Вы оцениваете свои проекты, чтобы понять, что именно получилось хорошо/плохо? Что Вы делаете с неудачными проектами?

Во мне живет перфекционист и самокритик. Пока не увижу идеальный, с моей точки зрения, результат, я не успокоюсь. Буду ломать стены в программе, снова их строить, буду менять цвета, мебель и прочее. Когда думаю над будущим интерьером, я вспоминаю наши разговоры с заказчиком, стараюсь... как бы это правильно сказать… перевоплотиться, стать им. Поэтому первый и наиболее важный для меня критерий — удовлетворенность моих заказчиков проектом и соответствие проекта техническому заданию. 

Если человек по окончании ремонта/строительства говорит: «Мне здесь нравится, мне удобно, комфортно, все так замечательно продуманно!..» Я считаю это успешным проектом.

Часто сталкиваюсь с мнением коллег, что в проекте дизайнер самовыражается. Я  задачу дизайнера вижу по-другому. Дизайнер делает проект не для себя, а для заказчика. Ты  должен быть хорошим психологом, уметь слышать своих заказчиков, уметь выйти на тот уровень близости, о котором я говорила, отвечая на предыдущий вопрос. Одновременно с этим очень важно, применив свои знания и опыт, вести заказчика к идеальному для него и его семьи интерьеру.

Второй немаловажный критерий — насколько грамотно выполнен проект с точки зрения инженерии. Насколько идея дизайнера реализуема. Когда готовы концепции, мы обсуждаем их с инженером-строителем (практиком). Вносим изменения, переделываем. Хорошо сделанный дизайн — продуманный дизайн. Если у строителей не возникает вопросов насчет того, как это воплотить, ты понимаешь, что команда сработала на отлично и можно показывать проект заказчику.

Следующий в списке критерий — гармония. Важен аккуратный подход к элементам декора. В любом интерьере грамотно подобранные детали — это залог успеха проекта. Часто понимаю, что в целом интерьер хорош, но что-то не то… Дисгармония. Возможно, это перфекционизм дизайнера, но цвета должны сочетаться, детали декора — поддерживать общую стилистику помещения. И не должно быть явного диссонанса. Например, если в декоре используются фотографии, постеры, картины, они дополняют интерьер, расставляют акценты, но если неудачно выбрана площадь декорируемой стены по отношению к размеру полотна, если таких акцентов слишком много, если неправильно выбрана подсветка, если цветовая гамма картины явно диссонирует с остальной цветовой палитрой, если высота развески не соответствует заданным канонам и росту заказчика, если цвет декорируемой стены «съедает» полотно, – это будет резать глаз. В помещении будет некомфортно находиться. Однако иногда в работе над интерьерами мы используем прием дисгармонии для выделения акцентов. Например, в классическом интерьере могут использоваться работы современных художников или фотографов. Но это другая история и здесь очень тонкая грань. Не перейти ее помогает «примерка» изображений в уже готовом интерьере.

Еще один критерий — соответствие бюджету. Если бюджет на работы и материалы меняется в связи с ситуацией на рынке (скачки курсов, например) — это одно, а когда дизайнер предлагает, например, отделку стен декоративной штукатуркой стоимостью 20000р. за м.кв., а заказчик изначально просил максимально бюджетный проект, это ошибка, конечно же. Поэтому прошу своих специалистов всегда соизмерять возможности заказчика и предлагаемые варианты дизайна. Для этого требуется знание рынка. 

Кто не работает, тот не ошибается. Бывает, конечно, всякое. И все на стадии проекта продумать не всегда возможно. И при производстве работ начинают появляться вопросы. В этом случае оперативное реагирование на изменившуюся ситуацию — наше все. Я всегда прошу строителей, ведущих работы на объекте, пользоваться опцией «звонок дизайнеру». Дизайнер видит всю картинку интерьера и может предложить несколько решений в сложной ситуации, то есть нейтрализовать вопрос до того, как он станет проблемой.

К сожалению, конечно, бывает и так, что студия выполнила проект, заказчик выполнил работы, авторского надзора не было. Приезжаешь на объект. Смотришь и думаешь: «Это мой проект!?» Да, у меня такие проекты есть. Часто заказчик хочет сэкономить, не оплачивая дополнительные услуги (авторский надзор, например), а потом получается... ну совсем не так, как задумывалось. В этом случае у нас остаются визуализации и бесценный опыт :)

- В каком направлении Вы хотели бы развиваться в будущем?

- Конечно, очень интересно было бы выйти на международный рынок. Участие в зарубежном проекте, работа с зарубежными коллегами — это, пожалуй, то направление, которое мне очень хотелось бы развивать.

- Какова Ваша позиция по поводу авторских прав? Как Вы считаете: нужно и правильно их защищать?

- Как я говорила, первое высшее юридическое образование не дает мне спокойно спать, когда я понимаю, что происходит в нашей стране с защитой авторских прав. У многих моих коллег по цеху были случаи откровенного воровства их проектов. Я считаю, что мало принять международную конвенцию, необходимо и в нашей стране выстроить максимально прозрачную, понятную и четкую систему защиты авторских прав. Сейчас, к сожалению, таковой нет. Очень много противоречий.

Конечно, свои права необходимо знать (это – прежде всего) и защищать. Но для меня между «знать» и «защищать» есть еще одно слово – «обезопасить». Защита своих прав – это суды, нервы, гонорары юристам и неизвестный итог. Обезопасить – это значит продумать шаги, чтобы не произошло того, что потом необходимо будет защищать. Я говорю про правильно составленные договоры и с заказчиками, и с исполнителями, про консультации у юристов (стоят они, поверьте, меньше гонораров за ведение дела в суде) с пошаговыми рекомендациями, как и на каком этапе можно обезопасить свои работы. Поэтому я склоняюсь к мысли о том, что надо сконцентрироваться на таком «запасном парашюте», который и базу доказательную в суде обеспечит, и, что важнее, убережет от непредвиденных обстоятельств.

И, конечно, «принцип бумеранга» никто не отменял, поэтому я очень бережно отношусь к авторству других и к соавторству. Если Вы обратите внимание, то на сайте нашей студии к каждому проекту есть комментарии о том, кто принимал участие в разработке и о степени участия каждого.  

- Извечный спор – отечественное или зарубежное. Каких производителей предпочитаете Вы и почему?

- Если бы на этот вопрос я отвечала 5 лет назад, я бы сказала однозначно: зарубежное! Но все течет и меняется. Ситуация на рынке сейчас такова, что бюджеты проектов сокращаются, многие начинают более рачительно относиться к денежным средствам, вкладываемым в ремонт и строительство. В России, конечно, сложно найти хороших поставщиков с адекватным отношением к своим обязательствам и соотношением цена-качество на предлагаемые товары. Кроме того, как не грустно, но большинство российских ноу-хау — это вчерашний день для зарубежных компаний. Импортозамещение, к сожалению, пока только красивое слово. Поэтому в том случае, когда для проекта требуются современные инженерные решения, мы обращаемся к зарубежным компаниям-поставщикам. Когда же есть возможность использовать качественные товары отечественных поставщиков, мы применяем их в проектах. Но меня радуют тенденции последних нескольких лет: промышленный дизайн в России выходит из тени. Пока, конечно, рано говорить о каких-либо значительных изменениях, но я знаю некоторых талантливых российских промышленных дизайнеров, продукция которых востребована и уникальна.

- Назовите несколько принципов, на которые Вы ориентируетесь, когда создаете свои проекты.

- 1. Принцип «не навреди». Считаю его основным в работе. Иными словами – это профессиональная ответственность дизайнера. Ни за какие коврижки меня не заставить снести несущую стену без согласования или позволить строителю выполнять работы без ориентировки на строительные нормы и правила. Предлагаемые нашей студией решения всегда опираются на законность их исполнения.

2. Принцип максимальной открытости. Об условиях сотрудничества с заказчиком мы договариваемся «на берегу», подписывая договор и перечисляя перечень работ, которые входят в стоимость. Заказчик знает, за что он платит. На любой стадии проекта заказчик может ознакомиться с теми работами, которые выполняются.

3. Компетентность. Невозможно быть специалистом во всем. Поэтому для разработки проектов мы привлекаем узких специалистов. Например, при работе над планировкой домашнего кинотеатра мы консультируемся с техническими специалистами наших поставщиков, чтобы не упустить ни одной мелочи. Кроме того, регулярно посещаем семинары, проводимые ими, чтобы избежать ошибок в проектах.

3. Составление наиподробнейшего технического задания, которое учитывает все пожелания и потребности заказчика и членов его семьи – фундамент качественного проекта.

4. Разумный компромисс. Тактическая ошибка – идти на поводу у клиента, который диктует свои желания вопреки здравому смыслу, не учитывая основных законов грамотного построения композиции, пропорции, цветовых и световых сочетаний. Дизайнер ведет в этом танце. Конечно, мнение заказчика очень важно, но он должен прислушиваться к дизайнеру, а не наоборот.

5. Разумная экономия средств заказчика. Обладая знаниями рынка строительных и отделочных материалов, дизайнер может найти и воплотить решение практически под любой бюджет. Кроме того, этот принцип уместен при согласовании с заказчиком перечня услуг дизайнера. Если человеку достаточно консультационной поддержки, нет необходимости продавать ему полный дизайн-проект.

6. Решение вопросов. Или «не создай проблему». У человека, обращающегося к специалисту, есть вопросы, и задача профессионала – помочь эти вопросы решить.

Это, пожалуй, основные принципы.

- Назовите трех дизайнеров (дизайн-студии), за творчеством которых Вы активно следите и чьими работами вдохновляетесь.

- Меня очень радует, что в среде дизайнеров нет понятия «конкурент» в его негативном значении. Мы общаемся с коллегами, делимся опытом (как позитивным, так и негативным), радуемся успехам, помогаем в затруднительных ситуациях… И это прекрасно! Я действительно вдохновляюсь проектами многих отечественных и зарубежных дизайнеров. Большое влияние на меня оказывают Келли Хоппен, Карим Рашид, Филипп Старк и многие другие.